Оформление земельных участков: основные правила

Главная Статьи Оформление земельных участков: основные правила

Для понимания конкретных шагов и необходимой документации при оформлении земельного участка важно знать ключевые нюансы.

Как можно узаконить землю

Порядок оформления земельного участка зависит от пути получения земли. Законодательство предусматривает три основных способа оформления собственности:

  • Совершение сделки купли-продажи, дарения, обмена, вступления в права наследования
  • Приватизация участка, находящегося в муниципальной, государственной собственности или бесхозного
  • Получения земли в аренду на длительное или бессрочное пользование
  • Передача юридическому лицу в качестве уставного капитала

Участок может быть оформлен в единоличную, долевую, совместную собственность.

Возможные причины отказа

Некоторые земли не подлежат приватизации, так как признаны изъятыми из оборота в силу размещения на них:

  • Природоохранных территорий, заповедников, парков, лесов, водных участков
  • Объектов военного назначения и принадлежащих ФСБ, государственным органам
  • Мест для захоронения ядерных отходов, кладбищ
  • Важных для безопасности коммуникационных линий, сооружений
  • Объектов культурного наследия
  • Земель, находящихся в общественном пользовании

Трудности с оформлением права собственности на земельный участок могут возникнуть при наличии обременения, когда земля находится в залоге, является объектом спора, принадлежит несовершеннолетнему.

Какие документы обязательны при оформлении

В индивидуальных вопросах лучше проконсультироваться с юристом, который проверит все правоустанавливающие акты, связанные с данным участком. Зачастую граждане сталкиваются с отсутствием у прежнего хозяина кадастрового паспорта, некорректной кадастровой стоимостью, незаконным размежеванием.

Основные документы для оформления земельного участка после сделки:

  • Документация, подтверждающая права владения на землю отчуждающей стороны, а также удостоверяющая личность
  • Договор о совершении сделки
  • Кадастровый паспорт
  • Акт приема-передачи участка
  • Удостоверение личности нового владельца или его доверенного лица с Доверенностью
  • Заявление в Росреестр на регистрацию прав собственности
  • Квитанции об уплате госпошлин, точная сумма зависит от вида и назначения земли, типа сделки

Оформление земельного участка, унаследованного от родственников или иных лиц, происходит в порядке вступления в наследство через нотариуса, завершается подачей пакета документов в Росреестр. Потребуется провести рыночную оценку стоимости участка. Если земля входит в территории дачного кооператива, то нужен его Устав и справка о нем из ЕГРЮЛ, которую выдает налоговая инспекция.

Как быть с бесхозной землей

Если необходимо узаконить право владения землей, хозяин которой неустановлен, сначала придется его поискать и найти, либо доказать отсутствие владельца путем обращения в государственные органы. При обнаружении владельцев заключается стандартная сделка купли-продажи. Иначе путь окажется более сложным и длительным.

После постановки на кадастровый учет и заявления о вашем желании получить землю в собственность придется выждать год, чтобы исключить возможность появления наследников. Затем в судебном порядке участок признают бесхозным, его можно взять в аренду, выполнить межевание, заказать генеральный план, получить кадастровый паспорт и уже после сбора всех документов обратиться за регистрацией в Росреестр.

Необходимость юридического сопровождения

Практика показывает, что из всех сделок с недвижимостью операции с земельными участками – наиболее запутанные в плане оформления. Даже если вам принадлежит дом на участке, не факт, что вы сможете быстро зарегистрировать право собственности на землю под ним.

Подводные камни могут возникнуть на любом этапе, поэтому рекомендуем до начала подготовки документации обратиться к опытному юристу, так вы избежите отказов и проволочек в продвижении дела.